ВЕРА

СТАРАНИЕ? ДОВЕРИЕ? ИЛИ НЕЧТО ЛУЧШЕЕ?

 

Роберт Виланд

 

 

 

О чем говорит 11 глава Послания к Евреям?

Автор послания к евреям прямо говорит о контрасте между "упова­нием (доверием англ. пер.)" и "верой" в главе 10. "Итак, не остав­ляйте упования (доверия англ. пер.) [parrhesia греч. ориг.] ваше­го, которому предстоит великое воздаяние. Слово, употребленное апо­столом в этом тексте для обозначения идеи "упования" (доверияангл пер.), это не то слово, что употребляется для обозначения веры. Далее Павел обсуждает необходимость "терпения", заключая, что "пра­ведный будет жить верой [pisfis]", уверяя своих читателей, что они яв­ляются людьми, которые "верят [pisteuo] ко спасению души" (Евр. 10:35-39). С этого введения (которое должно быть частью 11-й главы) он про­должает показывать, как Ветхий Завет учит и приводит примеры ис­тинной новозаветной веры.

Вера не должна быть смешана с доверием. Как и в других местах Нового Завета, вера в послании к евреям есть оценка сердцем слав­ной Божьей любви агапе, открытой на кресте. Великая идея Павла со­стоит в том, что Авраам был оправдан той же самой верой и таким образом есть "отец всех верующих" (Рим. 4:1-11). Авраам "увидел [Хри­стов день] и возрадовался" (Ин. 8:56). Он увидел воздвигнутый крест как событие будущего, тогда как мы видим его как событие прошлого; но оценка сердцем была одна и та же. Христос был "Агнцем, заклан­ным от создания мира" (Откр. 13:8). Праведность через веру всегда была единственным Божьим путем спасения всякого человека.

Послание к евреям упоминает множество мужчин и женщин, начи­ная от Авеля, который проявил точно такую же веру, которая известна сегодня нам. Истинными потомками Авраама всегда были "верующие", а не его плотские неверующие потомки. "В Исааке наречется тебе семя". Смышленые, понятливые потомки Авраама никогда не предполагали, что "кровь тельцов и козлов" могла удалить даже один грех; все хоро­шо сознавали, что лишь одна жертва Христа могла очистить от греха. Все, включая Даниила, чей опыт включен в 11-ю главу послания к ев­реям, понимали, что жертвоприношения животных были только обра­зами. (Очевидно, Даниил понимал реальность небесного святилища и особый День Примирения вследствие понимания праведности через веру.)

Таким образом, в 1-ом тексте 11-й главы послания к евреям не име­лось в виду, что этот текст должен содержать в себе определение веры. И действительно, "осуществление ожидаемого, уверенность в невиди­мом" это не само определение. Автор говорит: этот великолепный феномен, который известен нам, этот дар Божьей милости, эта сер­дечная оценка Его изумительной любви, которую мы узнали, это есть "осуществление ожидаемого", совершенный залог, гарантирующий, что все, обещанное Священным Писанием, все-таки будет исполнено.