Дейвид Льюис «После эпохи атеизма»


ЧУДЕСА

Раньше Надежда Саватеева носила очки с толстыми линзами, но после помазания миром она различает самолет высоко в небе. Ее муж Петр служил вместе со священником Борисом Развеевым в церкви Рождества Богородицы в Уфе. В этой церкви происходило много других чудесных исцелений, связанных с мироточением некоторых ее икон1.

Все эти необычные события начали происходить летом 1992 года. Молодой человек по имени Лев молился перед иконой Девы с Младенцем. Внезапно он услышал голос Богоматери, исходящий от иконы: «Продолжай молиться. Милость моя будет с тобой. Церковь будет построена быстрее, чем ты думаешь». После этого местная православная община с удивлением обнаружила, что получает намного больше денег и материалов, чем это необходимо для реконструкции церкви, которая при коммунистах была отдана под кинотеатр.

В начале августа 1992 года из рук Христа, изображенного на иконе, начало сочиться миро. Вскоре после этого стали мироточить еще четыре иконы. Миро капало из глаз, рук и даже из изображенного на иконе Евангелия. Явление продолжалось три месяца, и за это время были наполнены четыре чаши. Миро стекало вниз по иконе, скапливалось внизу на раме, а затем его собирали в сосуды.

Настоятель церкви о. Борис Развеев заметил, что миро имеет необычайный аромат, который невозможно сравнить ни с одним известным запахом. Когда он открыл бутылку с миром, я тоже не сумел определить его аромат. По словам о. Бориса, этот аромат наполнял весь храм, но за время службы к нему примешивалось слишком много других запахов.

Когда во время богослужений совершалось миропомазание, происходило множество чудесных исцелений. Например, у одного мужчины на затылке была огромная опухоль, подлежащая хирургическому удалению. Его помазали миром и прочли над ним молитву Иисусову. Опухоль совершенно исчезла, и операция не потребовалась.

Сорокалетняя женщина, больная гемофилией, страдала постоянными носовыми кровотечениями, теряя большое количество крови. Кровотечения полностью прекратились после миропомазания.

У одержимого, помазанного миром, немедленно распухло горло, а голова начала крутиться из стороны в сторону. Затем вращение прекратилось, опухоль спала, и мужчина стал здоров.

У Александра, друга о. Бориса, поднялась очень высокая температура. Помазавшись миром, он вернулся домой и лег спать. Утром он был абсолютно здоров2.

Однажды о. Борис совершал помазание и вдруг понял, что оставшегося в чаше мира не хватит на всех собравшихся (около тысячи человек). Тем не менее он продолжил совершение обряда, но каждый раз, заглядывая в чашу, видел там прежнее количество мира. Он верит, что миро умножилось таким же образом, как мука и масло у бедной вдовы, которой помог пророк Илия3.

Через три месяца мироточение прекратилось. Приезжие из других городов просили дать им немного чудодейственного мира, чтобы пользоваться им в своих церквах. Некоторые даже брали масло из лампад, горевших перед мироточащими иконами, и чудеса продолжались. Отец Борис утверждает, что, когда он налил немного мира в воду, она превратилась в миро.

В результате подобных событий, происходящих при множестве свидетелей, численность прихода заметно увеличивается. Когда иконы начинают плакать, в церковь приходит множество неверующего люда. Отец Борис отмечал еще один интересный эффект — снижение уровня преступности. Ранее, когда церковь служила кинотеатром, в окрестном парке собирались пьяницы и хулиганы. Этот район города пользовался очень дурной славой, но в 1992 году уровень преступности снизился ровно в десять раз. По мнению о. Бориса, это результат воздействия сил духовного порядка на паству, которое происходит как на видимом уровне, так и на невидимом.

Действительно ли происходят чудеса?

В такие события трудно поверить, причем не только тем, кто воспитывался в атеистическом окружении, но и жителям других стран.И не только люди образованные, рациональные, с научным мировоззрением смотрят на это с сомнением — несмотря на обилие окружающих их суеверий. Протестантизм тоже относится к этому скептически, воспринимая истечение из икон мира так же, как и средневековые чудеса, совершавшиеся останками святых. Это не католическое или протестантское чудо, но для Православной церкви оно, несомненно, знак Божьей милости.

Известны факты мироточения, происходившие по всей России в разное время, в том числе в трех церквах в Удмуртии в 1995 году4. Однако утверждают, что в некоторых случаях чудеса были фальшивыми, в иконах были просверлены маленькие дырочки, через которые сочилось масло. Для того чтобы определить фальсификацию, необходима судебная экспертиза, но этому препятствует клир, который уже превратил эти иконы в объекты особого поклонения.

С точки зрения веры, любое событие может считаться чудесным, если не рассматривать его просто как совпадение. Сообщения о чудесах (получение помощи в минуту острой нужды, избежание неминуемой опасности) часто зависят от согласованности событий, а не от их внутренней природы. Например, Сергей, христианин из Саранска (Мордовия), верит, что возможность купить квартиру явилась ему чудесным образом. Все началось с того, что фабрика, где раньше работала его мать, предложила кредит в шесть миллионов рублей, в то время как квартира стоила двенадцать миллионов. Человек, стоящий в очереди перед матерью, отказался получать деньги, и вся сумма досталась матери Сергея. Никто не верил, что пенсионерка сможет найти еще шесть миллионов. В пятницу утром, за день до окончания срока выплаты денег за квартиру, у них не было еще ни копейки. Но уже вечером того же дня друзья Сергея предложили ему пять миллионов. На следующее утро Сергей отправился в одну из крупных фирм просить ссуду на оставшуюся сумму и очень удивился, застав бухгалтера на работе в субботний день. Оставалось получить разрешение руководителя фирмы, который по субботам нечасто появлялся в офисе. Сергей вышел на улицу и встретил знакомого по христианской общине, который и оказался тем самым руководителем. За полчаса до окончания срока Сергею удалось собрать всю сумму.

Чувашская женщина, проживающая в Казани, христианка, очень нуждалась в деньгах, как вдруг «совершенно случайно» заглянула в свой почтовый ящик, висящий на первом этаже ее дома, и нашла там письмо с деньгами. Она редко получает письма и ящик проверяет нечасто, поэтому можно ли считать это простым совпадением? Подобные рассказы можно часто слышать в самых разных местах, но всем им присуща известная доля субъективности, поэтому часто такие случаи воспринимаются как совпадение.

На первый взгляд, нужно просто задокументировать чудеса, подобные тому, которое произошло с Надеждой Саватеевой, потому что такое замечательное восстановление зрения может быть легко проверено докторами. На самом деле любые попытки получить медицинское подтверждение оказываются чрезвычайно сложными, в чем я удостоверился на конференции, посвященной исцелениям, которая проходила в Великобритании в 1986 году5. Среди ее участников были распространены анкеты с вопросами, и 1890 заполненных анкет я получил обратно. Я хотел проследить дальнейшую судьбу исцеленных и начал с попыток получить согласие «пациентов» на медицинское освидетельствование. Но после этого в заключениях докторов начали появляться разногласия. Очень часто результаты грешили неопределенностью в силу слишком больших расхождений в объяснениях причины исцелений.

Даже если врач настаивал на своем диагнозе, скептики всегда могли бы уличить его в ошибке на том основании, что исцеление само по себе означает ошибочность поставленного диагноза! В некоторых случаях скептики могут заявить, что исцеление явилось результатом лечения, параллельно с которым совершались религиозные обряды, причем неизвестно, что из них оказало большее воздействие на болезнь. Сложнее всего с психосоматическими заболеваниями и с эффектом плацебо, так как пациент, которому его болезнь кажется вполне реальной, исцеляется за счет изменения своего психологического состояния.

Антропологи, изучающие медицинские системы, отличные от западной, часто свидетельствуют об истинных исцелениях, происшедших в результате применения местной традиционной терапии. Однако даже для самых необъяснимых случаев всегда находится приемлемое обоснование с точки зрения традиционной западной медицины. А если допустить еще и применение внушения, измененных состояний сознания (например, гипноза) и телепатии, то количество всевозможных объяснений становится бесконечным. Именно таким образом пытались обосновать излечение молодого человека из Магаданской области, который за два дня до собственной свадьбы упал с большой высоты и получил серьезные повреждения внутренних органов. Когда традиционная медицина не смогла ему помочь, то в качестве последнего средства парня отвезли к чукотскому шаману. Раздев беднягу, шаман натер все его тело жиром, по запаху напоминавшим ворвань. Затем он подозвал собаку, «убил ее и выпотрошил внутренние органы. Собачьи почки, селезенку и легкие он разложил на теле парня над соответствующими органами. После этого молодой человек был завернут в медвежью шкуру». Повторив всю процедуру четыре раза, шаман влил в рот больному отвар из грибов, после чего выпил сам. Через некоторое время молодой человек полностью выздоровел6.

В традиционных шаманских ритуалах часто используются «измененные состояния сознания» (по-моему, здесь требуется более подходящий термин). Вероятно, некоторые методы лечения включают внушение, наркотики (в терапевтической дозе) и другие внешние воздействия. «Измененные состояния сознания» и такие формы поведения, как вой по-собачьи или вспышки агрессии, коренное население Сибири считает душевной болезнью либо наваждением7.

Тем не менее существуют совершенно необъяснимые случаи исцелений, которым с медицинской точки зрения невозможно дать обычное обоснование. Сюда относится и чудесное излечение Надежды Саватеевой. Большое количество фактов исцелений по молитвенной просьбе собрал Рекс Гарднер, консультант клиники «Сандерленд», который считает слово «чудесный» наиболее подходящим определением для множества необъяснимых исцелений, происходивших после молитвы Господу8. Многие из этих фактов со всего света, имеющих медицинское подтверждение, приведены в его статье для «Британского медицинского журнала», а также в его книге, посвященной исцелениям9.

Возможно, его список можно было бы пополнить и другими случаями, если бы существовала полная уверенность, что при исцелении не оказали своего воздействия психосоматические факторы. На меня произвел большое впечатление один случай, который я лично исследовал. У семимесячного младенца совершенно исчезла раковая опухоль на руке. Принимая во внимание его возраст, невозможно объяснить этот факт самовнушением. Врач, наблюдавший ребенка, показал мне свои отчеты по состоянию больного: 11 сентября 1987 года опухоль имела размеры 2,7 см в длину и 16,1 см в окружности. А уже 5 октября она «клинически не выявлялась», то есть исчезла. Но не сама по себе, а после того, как одна женщина-христианка провела целый день в молитве за ребенка10.

Лечащий врач не сумел дать медицинского объяснения исчезновению опухоли, назвав этот случай «спонтанной ремиссией». Этот универсальный термин врачи употребляют, когда заболевание исчезает без видимых, с медицинской точки зрения, причин. По моей просьбе Дейвид Уилсон, декан медицинского факультета повышения квалификации университета города Лидс, исследовал всю доступную литературу по этому заболеванию (детская фибросаркома) и не обнаружил ни одного упоминания спонтанной ремиссии этой формы рака. Судя по документам, выживали только те дети, кому вырезали опухоль или ампутировали конечность, а после этого иногда еще проводили курс химиотерапии или радиоактивного облучения11.

Другие исцеления в России

Благодаря моим предыдущим исследованиям чудесных исцелений, а также принимая во внимание приводимые выше факты, я, вероятно, больше других антропологов склонен доверять известным мне случаям. Безусловно, большую роль играет моя вера, которая, как сказано в самом начале этой книги, стала большим преимуществом при проведении исследований на эту тему. Сам факт написания этой книги говорит об открытости людей по отношению ко мне, которая проявилась в том, что они доверили мне эпизоды своей жизни, связанные с исцелениями.

Иногда это приводило к тому, что меня начинали воспринимать как эксперта и приглашали тоже помолиться за больного. Такое «исследование через участие» дано было испытать далеко не всем антропологам! Скоро я обнаружил, что люди предпочитают учиться делать это самостоятельно, а не ждать прихода заезжего иностранца.

Зачастую улучшения здоровья были либо очень малы, либо незаметны, но иногда я сам удивлялся результатам. Один случай запомнился мне надолго. Восьмилетний мальчик по имени Леонид не мог сам сделать нескольких шагов, так сильно искривлена была его правая нога. Его бабушка просила меня молиться за мальчика, но я не стал делать это в одиночестве, а пригласил ее и еще одну женщину присоединиться ко мне в молитве. Стоял сентябрь 1995 года. В январе следующего года я вновь приехал в Казань, и бабушка мальчика пригласила меня съездить вместе с ней к Леониду в санаторий. По приезде она сказала, что доктора удивлены улучшением состояния мальчика, которое наступило после нашей совместной молитвы. Когда Леонид услышал о моем приезде, он примчался из другой комнаты и бросился ко мне в объятия.

Однако полного исцеления не произошло, оставались еще некоторые остаточные явления. В октябре 1996 года бабушка Леонида показала мне рентгеновские снимки ноги мальчика, сделанные в разные годы. На более ранних снимках было заметно, что правая нога значительно короче левой, но позднее, после молитвы, правая нога выросла, и обе ноги сравнялись по длине12. Почти два года я был уверен, что стал свидетелем настоящего, пусть неполного (ведь Леонид получал и медицинское лечение), но все-таки чудесного исцеления. Однако в июле 1998 года я услышал от других людей, что Леониду необходима операция, так как одна нога выросла длиннее другой. Было ли хотя бы временное, но исцеление (поскольку нога выросла до нормального размера и на какое-то время прекратила свой рост) или мы неправильно истолковали медицинские факты? Подобными вопросами окружены многие факты «чудесных» излечений.

Еще один вопрос, которым задаются многие верующие: почему Бог исцеляет только некоторых, но не всех? Ответ есть в Новом Завете, где сказано, что Иисус выбрал только одного человека, оставив остальных в стороне. Позже Он объясняет, что «не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Ин. 5:1–14, 19). Сегодня в России некоторые христиане пытаются понять, «что творит Он», и молиться за исцеление от болезней. Пример этому я встретил на Чукотке, где приехавшие с Украины пятидесятники пригласили меня посетить вместе с ними пациентов местной больницы. Там меня представили мужчине — чукче по имени Толя, который, по его словам, был парализован и не мог даже вставать, пока за него не помолился один из христиан. Толя ощутил в себе силу Господа, и паралич исчез. Но у него не прошла пневмония, поэтому он продолжал лечиться в больнице.

Я не отвергаю случаев чудесных исцелений, хотя и знаю, как трудно порой бывает получить медицинское подтверждение этих фактов. Иногда встречаются явные преувеличения, поэтому я склонен доверять людям знакомым, которых я близко знаю и уважаю. Среди них — Юлия Борисенкова, которая вместе с мужем Сергеем основала церковь «Краеугольный камень» в Казани. Она рассказывает: «22 февраля 1994 года мы собрались на нашу первую службу, специально посвященную молитве за исцеление. Вторая, вечерняя, служба должна была состояться в 20 часов. Затем нам стало известно, что в период между 4 и 8 часами вечера, то есть между службами, арендуемый нами зал был отдан приезжему экстрасенсу. Некоторые из членов нашей церкви решили присутствовать на представлении и сесть на задних рядах, чтобы спокойно молиться.

Как только экстрасенс стал демонстрировать свои способности, мы начали молиться. Мы почувствовали, что Господь велит нам не останавливаться и продолжать. С этого момента сила экстрасенса пошла на убыль. Например, когда он сказал одной загипнотизированной женщине, что она не сможет встать, она немедленно вскочила на ноги. То же самое произошло с мужчиной, которому было сказано, что он не в состоянии расцепить руки. Он сделал это без особых затруднений. Экстрасенс был явно озадачен и начал оправдывать свои промахи, ссылаясь на усталость. По его словам, такие трюки обычно легко получаются, но он не может понять, что случилось в этот раз.

После его выступления один из членов нашей церкви вышел перед собравшимися и объявил о начале службы, посвященной исцелениям. Многие из тех, кто приходил на сеанс экстрасенса, решили остаться на службу. В тот вечер произошло несколько исцелений. Одна женщина, которая раньше не могла ходить, вдруг встала на ноги и даже пошла танцевать. У другой была опухоль матки, которая рассосалась после нашей молитвы. У некоторых нормализовалось повышенное кровяное давление, например у одного мужчины с 220 оно опустилось до 120»13.

Мне проще верить свидетельствам знакомых мне людей, которые не склонны к преувеличениям. В тех случаях, когда я не знаком с рассказчиком лично, я не могу быть полностью уверен в его беспристрастности. Тем не менее иногда независимый свидетель может подтвердить уже известный факт. Я искал таких свидетелей, желая проследить дальнейшую судьбу исцеленных, о которых сообщал миссионер Дейвид Хатауэй. Интересно, что исцеления продолжались и после его отъезда. Например, Аида Лукина из города Нерюнгри рассказывала о своей подруге по имени Люда, исцелившейся от «женских проблем». Спустя десять дней Аида вновь повстречала Люду, которая подтвердила, что исцеление продолжается. В Нерюнгри происходили и другие случаи исцеления, например, глухая девочка обрела слух, а парализованная женщина начала ходить. Получить медицинское подтверждение этих случаев крайне затруднительно, но и сбрасывать со счетов эти свидетельства тоже невозможно, настолько неожиданны они были для исцелившихся больных.

Важно также то, каким способом эти свидетельства используются западными миссионерами в проповедях, поскольку их отчеты всегда выдержаны в очень драматическом стиле, с акцентом на «счастливые истории». По таким отчетам создается впечатление, что практически каждый больной исцелился. И напротив, в них никогда не упоминается ни о тех, кто не получил исцеления и ушел неудовлетворенным, ни о рецидивах исчезнувших болезней. Хорошо, если бы так оно и было.

Однако в действительности исцеляются далеко не все. Например, Павел Бак, пастор пятидесятнической церкви в Екатеринбурге, рассказывает: «Во время военной службы я получил серьезную травму, которая вызвала паралич обеих ног. Но по моим молитвам Господь исцелил меня, и я снова стал ходить. Однажды я молился за другого человека, тоже парализованного, и Господь исцелил и его тоже. В другой раз Господь даровал возможность видеть человеку с очень плохим зрением, который после моих молитв отказался от очков. Но я не могу понять, почему же Бог дает исцеление не всем, а только некоторым?»14.

Чудеса исключительны уже по самой своей природе, но даже когда они случаются, не каждому дано поверить в них. Офицер КГБ, вызвавший на допрос Татьяну Осинцеву, заявил, что уверует, если только своими глазами увидит чудо. Прямо в этот момент за окном из ясного, чистого неба пошел снег! Тем не менее верующим он не стал.

Но самые яркие чудеса — это те, которые надолго остаются в народной памяти. Они могут принимать самые разнообразные формы, к примеру, материальная помощь в затруднениях или спасение в опасной ситуации, но в любом случае, когда случаются неожиданные обстоятельства, многое зависит от личного отношения. Поэтому в данной главе я остановился на чуде исцеления, поскольку оно наиболее осязаемо, его можно изучать. Тем не менее большинство исцелений, которым я был свидетелем, случались с незначительными (но все же реальными) заболеваниями и, как правило, не подтверждались медицинскими документами. Было ли скорое заживление глубокой раны на руке молодого башкира, за которого я молился, результатом естественного излечения? Рану необходимо было зашить, но он отказался идти к врачам, полагая, что они не смогут ему помочь. Однако уже через несколько дней он написал мне, что его рана зажила гораздо быстрее, чем он мог ожидать.

Скептики могут не принять во внимание этот случай, считая его заурядным излечением. Намного сложнее оценить ситуацию, связанную с умственной неполноценностью. Например, в январе 1996 года семья баптистов просила меня помолиться за их сына, который в возрасте пяти лет мог произнести всего несколько слов. Спустя три месяца мальчик начал строить целые фразы. Что это было: ответ на молитвенную просьбу или просто совпадение?

Безусловно, время от времени происходят исцеления плотских болезней. На встречах, подобных той, что проводил Дейвид Хатауэй, они необходимы как вещественное доказательство реальности проповедуемого учения. Также важно, хоть и не столь заметно, излечение подавленной психики, избавление от вспышек гнева, самоуничижения и стыда, которые могут проявиться в физическом заболевании. Тесную связь между душой (греч. psyche) и телом (греч. soma) определяет термин «психосоматический», но зачастую вылечить душу бывает намного сложнее, чем тело.

Например, в 1990 году одну жительницу Екатеринбурга мучили непрестанные ночные кошмары. Они начались после телевизионной программы с участием экстрасенса и оккультиста Кашпировского. Растворяясь в его взгляде и понимая, что он есть воплощение зла, Надя была не в состоянии оторваться от экрана. Постепенно ее голова начинала крутиться из стороны в сторону. С этих пор ей стали сниться ужасные сны. Я молил Святого Духа прийти к ней и избавить ее от кошмаров. Ничего не происходило, пока я именем и властью Иисуса Христа не приказал злому духу покинуть ее. Позднее она говорила, что в этот момент как будто что-то тяжелое свалилось с ее плеч и она вздохнула свободно. С того дня она стала спать спокойно.

Недавно я побывал в Калмыкии. На собрании христианской общины одна из присутствующих женщин попросила помолиться за исцеление ее «женских болезней» (яичников). Руководитель собрания обратился к Господу с просьбой благословить ее. Мне показалось, что молитвенное обращение должно быть более целенаправленным, потому что причиной болезни женщины, вероятно, был аборт. Я не мог прямо задать этот вопрос, поэтому спросил, была ли у нее когда-нибудь беременность. После этого она призналась в совершенном аборте. Это привело к необходимости молитвенного покаяния, после чего мы передали душу ребенка в руки Иисуса. Затем именем и властью Иисуса Христа я приказал духам смерти покинуть эту женщину. Она сразу ощутила движение внутри себя, как будто что-то поднялось из матки и через грудь вышло прочь.

Можно привести множество других примеров, но я остановился так подробно именно на этом, чтобы показать, как важно исцелить всего человека, а не только физическое проявление его болезни. Это требует времени, и необходимо прочувствовать обстоятельства жизни человека. Иногда у него могут возникать глубокие и болезненные воспоминания, как это было в случае с одной женщиной из Татарстана, еще в детстве пережившей грязные домогательства отца. В такой ситуации желательно присутствие какой-либо женщины из местных, которая может помочь советом.

Часто я замечал, что людям легче раскрыть душу мне, чем друзьям или коллегам и даже своему пастору, потому что я не из их круга. В связи с этим мне кажется, что есть нужда в опытных специалистах (православных, мусульманах, протестантах — любых), глубоко чувствующих внутренние потребности людей. Зачастую все советы служителей сводятся только к цитированию Евангелия и рекомендациям, как поступать в тех или иных случаях, но нельзя сказать, что они прочувствовали внутреннее состояние человека и действительно облегчили его душевные страдания.

В какой-то мере эти советы могут быть полезны, но они больше для разума, а не для души. У людей в России и Средней Азии накопился огромный багаж, состоящий из обид, предательств, разводов, гнева, недоверия, который отрицательно влияет на их жизнь. Люди хотят быть понятыми и любимыми, но настоящую любовь и понимание можно обрести только в социально значимых отношениях. Во многих случаях религиозные организации переняли характерный для коммунистической системы способ обращаться к разуму, а не к сердцу. Поэтому неудивительно, что те, кто не увидел в религии настоящей любви и понимания, начинают искать их в социально значимых отношениях, но в других местах.

Те же, кто рассматривает религию только через призму формальных ритуалов и соблюдения правил (например, постов), рискуют не увидеть за обрядами истинного смысла. Ощущение душевной боли и вопросы смысла жизни гораздо глубже любых внешних проявлений религиозности. Бывает, что никакие нравственные ценности и стандарты не срабатывают в конкретных жизненных ситуациях, когда человеку необходима помощь в том, чтобы применить их на практике. Простым людям иногда кажется, что религиозные институты не в состоянии оказать им помощь ни практически, ни советом в разрешении проблем, с которыми человек сталкивается день за днем. Атмосфера настоящей заботы, сострадания и любви, в которой человек чувствует себя принятым и оцененным по достоинству, где он может быть абсолютно искренним в отношениях с другими людьми, гораздо важнее мертвой религиозной традиции и совершения формальных обрядов. Вдохнуть жизнь в старые, высохшие мощи — это ли не чудо?!

Вероятно, именно по этой причине многих привлекают небольшие, приватные виды служения или религиозного обучения, наподобие описанных в седьмой главе православных групп. Но в большинстве православных церквей, к сожалению, служба проходит более формально и для случайно забредшего посетителя представляется спектаклем. Поэтому очень редко члены одного прихода объединены настолько, что могут доверять друг другу обсуждение своей личной жизни. Неудивительно, что в протестантских церквах люди чувствуют себя принятыми в одну большую семью. Среди православных священников существуют и такие, кто заботится о своих прихожанах и принимает участие в их жизни не только в церкви, поэтому такие пастыри любимы и уважаемы своей паствой. Следующим шагом может стать обучение и подготовка светских людей, которые смогли бы разделить с пастором его огромную ответственность, тем самым придавая его служению большую эффективность.

В этой главе я остановился на рассказах о чудесах, связанных в основном с исцелениями. Я уделил им такое подробное внимание, потому что они более распространены и заметны, чем те, которые субъективно воспринимаются как совпадения. Безусловно, такое объяснение можно применить и к чудесам исцеления, но во всем, что связано с медициной, всегда существует определенная статистическая вероятность ожидаемого результата. Вот почему внезапное исцеление можно назвать чудесным, сославшись на Рекса Гарднера, считающего это определение «наиболее подходящим»15.

На самом деле некоторые случаи можно охарактеризовать только как сверхъестественные явления. Например, молящиеся за исцеление просят Бога ниспослать им откровение или даровать им понимание сути проблемы. Людям необходимо Божественное руководство в молитве за больного16. То, что принято считать Божественным откровением, часто принимает форму сильной интуиции, как это было в случае с калмыцкой женщиной с больными яичниками, которая утаила совершенный ранее аборт. Но случается и наоборот, и тогда в откровениях (в церковных кругах их считают чудесными) присутствует информация о грядущих событиях. До некоторой степени это напоминает вещие сны, описанные во второй главе, но более подробно остановиться на возможности получать знания о будущем я хочу в последней главе этой книги.

<< Глава 10   |   Содержание   |   Глава 12 >>

her comment is here