Толкование притчи о 10 девах

Содержание

1. Вступление (содержание притчи) 4. Соображения различных толкователей
2. Текстуальный контекст 5. Герменевтика (толкование)
3. Историко-культурный контекст 6. Вывод


Вступление

В 25-й главе Евангелия от Матфея имеется три сюжета - две притчи и образный рассказ о конце времен. В первой притче речь идет о десяти девах, пять из которых были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых дев приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. Но жених медлил, и все девы заснули. Неожиданно - в полночь - появился жених, и раздался громкий крик: «Жених идет!» Подошел час брачного пира.
Мудрые девы взяли светильники и приготовились присоединиться к процессии. Неразумные стали просить их поделиться маслом, потому что у неразумных его не было. Мудрые сказали, что не могут поделиться, так как тогда не хватит и у них, и посоветовали неразумным пойти купить масла у торговцев. Неразумные девы поспешили за маслом, но, когда они вернулись, то обнаружили, что двери заперты. Радостный брачный пир был в разгаре, но они были лишены его.


Текстуальный Контекст

Изложение этой притчи следует сразу за утверждениями Иисуса о верности, которая должна быть свойственна христианину (Матфея 24 глава). Значит ли это, что Иисус продолжает свою мысль, начатую им ранее в притче о верном и благоразумном рабе? Несомненно. Учитывая контекст, я считаю, что здесь Иисус предупреждает о личной духовности и чистоте. Внимательно прочтем 24 главу: она заканчивается рассказом Иисуса о двух категориях работников. Одни из них - трудолюбивые, верные, благоразумные рабы, раздающие духовную пищу слугам своего господина вовремя. Другие - недобросовестные, небрежные рабы; они заблуждаются сами и других уводят в заблуждение относительно Пришествия Господа, бьют своих товарищей и в затрапезной дружбе с пьяницами (людьми этого мира). Если первых Иисус высоко оценил, назвав их "блаженными", потому что они угождают Ему и созидают Его Царство, то вторых Он сурово осудил. Тех, кто небрежно относится к служению, кто легкомыслен в серьёзных вопросах и творит неправые дела, Он квалифицирует как негодного раба, как человека со злым сердцем и приравнивает их участь к участи лицемеров: в день посещения Он "рассечёт" их там, где "будет плач и скрежет зубов". Мы знаем, что это будет тяжелейшее время испытаний при антихристе.
Как видим, концовка 24 главы подготавливает читателя к мысли о скором и внезапном Пришествии Христа, о двух категориях верующих и о том, как Он поступит с ними. Ожидающих Его прихода, готовящихся ко встрече Он весьма обрадует; а не ожидающих, поступающих своевольно и своенравно - подвергнет наказанию. В 25 главе Господь эту мысль углубляет, расширяет и оттеняет ярче прекрасной иллюстрацией из быта древней восточной деревни. Иисус нарисовал картину, которая была понятна слушавшим Его ученикам, и только мы, верующие ХХ века, нуждаемся в её пояснении.


Историко-культурный контекст

По обычаям того времени, отец невесты приготавливал пир для невесты и своих друзей в своем доме, сколько времени продолжался это пир – было неизвестно. Поэтому гости, ожидавшие в доме невесты и жениха, могли ждать неопределенное количество времени, пока жених вернется в этот дом уже со своей невестой.
Почему же светильники у девиц могли погаснуть? Нужно упомянуть, что лампы могли содержать только очень маленькое количество масла, так как сами были невелики, поэтому в обычае было носить дополнительный запас масла в специальных контейнерах, чтобы огонь мог постоянно гореть.
Когда наступила ночь, то гости решили, что жених будет дожидаться утра, чтобы прийти в свой дом из дома невесты. Но, в противоположность обычаю, жених отправился в свой дом уже с наступлением темноты. Когда он приближался к дому, он выслал вперед себя вестников, которые должны были известить гостей о его скором прибытии, чтобы они могли встретить его и после проводить его на место пира. Было уже темно, поэтому встречающие не могли это сделать без ламп.
Итак, в чем состояла «глупость» пяти из дев? Они решили, что жених не придет ночью, а по обычаю, явится днем, и поэтому не взяли дополнительного масла, и, как следствие, не смогли выйти навстречу. Жених пришел против их ожидания, ночью. Ложные ожидания привели к полной неготовности.


Соображения различных толкователей
Что все это означает? Некоторые полагают, что это связано с крещением Духом Святым, другая версия - что со спасением.
Есть мнения относительно того, как толковать символы, изложенные в притче. Ни у кого не возникает сомнения, что жених – это Христос, а свадьба – брачный пир Агнца, то есть встреча Христа и Церкви. За кого же принимать 10 дев – за всех людей, слышащих проповедь, или только верующих? Здесь появляются различия в пониманиях, некоторые толкователи считают даже, что имеются ввиду только крещенные духом верующие, хотя такая позиция никак не обоснована текстом. Наиболее же разительные отличия возникают при истолковании, что есть светильник и масло в светильнике. Здесь можно услышать совершенно противоположные мнения. Можно услышать, к примеру, что «светильники - это заповеди Божьи, а масло - соблюдение этих заповедей или вера, явленная в делах». Другое распространенное мнение, что светильник – это дух человека, это поддерживается Писанием «Светильник Божий – дух человека, испытывающий глубины сердца». Тогда масло – это Дух Святой, живущий в человеческом духе. Третье мнение: «Светильники символизируют Слово Божье, так как сказано: «Слово Твое - светильник ноге моей»». Четвертое: «Масло есть вера, а светильники - истина». Итак, что мы видим? Практически все сходятся в толковании кто есть жених, но расходятся во всех остальных деталях. Причина этого в том, что Христос не изъяснил символики этой притчи.

Толкование

Итак, подведем итог тому, что мы уже узнали до этого времени. Мы узнали, что главная идея притчи – наша готовность к встрече с Иисусом Христом. Греческое слово «грегорео» редко когда означает «бодрствуй», но практически всегда употребляется как «будь готов». Об этом говорит и Иисус как вывод в конце притчи. Проблема, которая была высвечена в притче, та, что ложные ожидания немудрых привели к их полной неготовности. Что же такое масло в светильниках и что означает этот символ? Может ли оно означать, к примеру, веру или Дух Святой? Притча говорит о нашей готовности, может ли человек, имеющий веру, быть полностью готов к встрече со Христом? Или достаточно ли человеку только получить крещение, и этим самым полностью приготовиться к приходу Господа? Очевидно, что нет. Можно иметь веру, но не иметь любви, и быть подобным звучащему кимвалу. Становится ясно, что масло в лампадке не может означать какую-то одну определенную христианскую добродетель, потому что готовность Христианина к встрече с Господом подразумевает, что ученик имеет совокупность добродетелей, а не какую-то одну. Мало кто обращает внимание, что немудрые девы имели масло в светильнике, но не имели запаса масла в отдельном контейнере. Здесь те люди, которые желают предать «маслу в лампадке» определенный смысл, попадают в очень трудное положение, получается, что можно иметь веру, но её может быть недостаточно, или можно иметь недостаточно Духа Святого. Становится видно, что это есть неправильные толкования.
Что же на самом деле означает этот символ? Вся притча говорит о нашем бодрствовании нашей готовности. Масло в лампе не означает ничего конкретного, в притче оно просто иллюстрировало готовность мудрых дев к встрече с женихом. Поэтому и для нас оно просто иллюстрирует нашу готовность к встрече Господа.


Вывод

В предыдущей, 24-й главе Иисус заповедал Своим служителям бодрствовать, наблюдать за домом Его, пока Он не придет, сколько бы ни пришлось ждать. В поучении о бодрствовании на первое место поставлена наша личная жизнь. Мы должны хранить личную чистоту, верность, честь и праведность перед Богом. Мы должны проявлять любовь к другим и к Иисусу. Мы должны молиться, изучать Писание, мы должны родиться заново и преисполниться Святого Духа. Все это часть того, что нам надлежит делать, ожидая Его пришествия.
Иисус говорит, что невозможно в ответственный момент позаимствовать откуда-то личную нравственность. Если вы бесчестны, вы не можете прийти к кому-то и сказать: дай мне взаймы немного благочестия. У вас оно либо есть, либо его нет. Никто не может разделить с кем-то честь или бесчестие; никто не может разделить свое спасение или крещение Духом Святым. Действительно, Господь говорит нам: бодрствуйте!
Конечно, могут быть моменты расслабленности. Мы не в состоянии бодрствовать двадцать четыре часа в сутки ни в физическом, ни в духовном смысле. Но благочестие, праведность и честь никогда не должны оставлять нас. Это не те вещи, которые можно надевать на себя и снимать, можно использовать, а можно отложить в сторону. Они накапливаются благодаря личной инициативе, усилиям, усердию и должны сохраняться постоянно. Они должны стать частью вас самих.
Вы должны хранить чистоту. Вы должны быть нравственны на этой неделе. Должны быть правдивы на этой неделе. Должны быть верны и честны, должны любить в этот день. Сегодня должны вы исполниться молитвенного духа и правды Божьей. Сегодня вы должны быть спасенными. Вы должны исполниться Духа Святого на этой неделе. Тогда, когда наступят тяжкие испытания - или придет Господь, - ваша индивидуальная жизнь предстанет незапятнанной. Будь готов к встрече со своим грядущим Господом! Таков смысл притчи о десяти девах.


Библиография:
1. “Interpreting the Parables” Craig L. Glomberg, Inter Varsity Press IL, 1990
2. “The parables of Jesus” George A. Buttrick, Baker Book House Michigan, 1973
3. “The parables of Jesus” J. Dwight Pentecost, Zondervan Corporation, 1982
4. "ПРИТЧИ ИИСУСА ХРИСТА" © В.Я.Канатуш, 1996

В начало страницы

Завжди можна купити тюль в Гардинії